Наши любимцы

Оракулы животного и растительного мира

  На главную ║ Назад   Оракулы животного и растительного мира

Змея - символ мудрости

 
   Издревле у человека было двойственное отношение к змеям. Это необыкновенно красивое гибкое пресмыкающееся вызывало восхищение и одновременно внушало страх. Способность змей сбрасывать старую кожу и тем самым как бы возрождаться к новой жизни дала повод говорить о бессмертии змей.
   Поэтому неудивительно, что культ змеи существовал в разных религиозных верованиях. Так, в Вавилоне бога Мардука изображали в виде полузмеи - полуптицы, ассирийская богиня Тиамат в мифах порождает чудовищ-змей, ящеров, драконов. В Древней Иудее был миф о «медном змее», отголоски которого есть в Библии.
   У греков змея была символом возрождения, обновления жизни. С жезлом, обвитым змеями, - кадуцием - изображался Асклепий, бог врачевания и целитель болезней. Со змеей связывался и первоначальный образ богини мудрости Афины, а в афинском акрополе в храме Эрехтея (духа плуга и вспашки земли) жила священная змея. Впоследствии об этой змее возникла легенда, согласно которой она защищала афинскую цитадель. Священный змей Эрихфоний, сын богини земли Геи, был спутником Афины - Паллады.
   В Индии бог Вишну изображался возлежащим на Великом змее Шемнаге. Змея изображалась и в свите Будды Гаутамы у его ног, а на некоторых изображениях змеи кольцами обвивают тело Будды. Поклонение змеям - офиолатрия - было широко распространено у североамериканских и мексиканских индейцев, а также в Перу, Египте, Китае, Бирме, на Тибете.
   Африканские народы сооружали змеям храмы, где за ними ухаживали специальные жрецы. Так, сохранилось описание, сделанное путешественниками в XIX веке. На Гвинейском побережье, в Вайда, стоял храм для змей 8 метров высотой и 12 метров шириной. Он был из глины, с крышей из веток и сухой травы. В храме было две двери, в которые вползали и выползали змеи, жившие там. Всякий встретивший змею вне храма падал на колени, бережно брал змею на руки с извинениями и относил ее в храм. Причинивший вред змее карался смертью. В честь змей устраивались священные процессии и ночные празднества.
   У жителей Синегамбии, по преданию, ведущих свое происхождение от змеи пифон, существовало поверье, что пифон посещает каждого родившегося ребенка в один из первых восьми дней его рождения. По свидетельству Плиния и Варрона, жители Древней Африки, псиллы из рода змей, выставляли своих новорожденных детей змеям, считая, что они не приносят вреда законнорожденным детям. Жители Фернандо-По в Западной Африке ежегодно совершали ритуальное убиение священной змеи. Считалось, что змея может причинить зло или сделать добро, принести болезнь и бедность или сделать человека богатым. Снятую с убитой змеи кожу вешали хвостом вниз на самое высокое дерево, а всех детей, родившихся в этом году, подносили к хвосту змеи.
   Ритуальные церемонии в честь змей совершались и у аборигенов Австралии. Сохранилось много красочных австралийских мифов, в которых рассказывается о змеях - родоначальницах племен. А вот у народов Средней Азии к змеям было отрицательное отношение. Их считали порождением злого демона Аримана. Спутника Аримана чудовище Ажи-Дахака изображали в виде змеи - дракона о двух головах. Вообще злые духи в виде змей постоянно встречаются в легендах народов Средней Азии. Чаще всего в легендах фигурируют змеи - драконы с огнедышащей пастью и тремя головами. Они живут в подземельях, охраняя несметные сокровища, и, выходя на землю, требуют в жертву девушек и юношей.
   Злой дракон - Змей Горыныч фигурирует и в русских сказках. С ним сражаются и его побеждают русские богатыри.
   У славян со змеей связано множество поверий. Змея олицетворяла собой силу. В заговоре на защиту ратного человека от ран читаем: "В моих узлах сила могуча, сила могуча змеиная сокрыта - от змея двунадесятьглавого, того змея страшного, что пролетел за окиан - море, со острова Буяна, со медного дома, того змея, что убит двунадесять богатырьми под двунадесять муромскими дубами. В моих узлах зашиты змеиныя головы". Последнее указывает на обычай носить в амулетах (наузах) засушенные змеиные головы. Змеиную кожу носили на шее для защиты от лихорадок, а змеиную голову - от чар и недугов. Верили, что если превратить змеиную кожу в пепел и присыпать раны, то они скоро затянутся; если смешать этот пепел с водой и смочить глаза - никто не очарует; если присыпать пеплом голову - враги будут бояться. На Руси вышивали на ладанках змеиные головы в связке по девять или двенадцать штук.
   Существует довольно распространенная легенда, что змеи гипнотизируют жертвы своим взглядом, и те чуть ли не сами лезут в пасть к ним. Видимо, основанием для такой легенды послужил "гипнотизирующий", немигающий взгляд змеи. У змей нет подвижных век, как у других животных, поэтому они не мигают. Но это змеям и не нужно; глаза их, постоянно находящиеся в опасности, так как голова змеи всегда у самой земли, надежно защищены «очками» - прозрачными неподвижными веками. Они прикрывают глаза, защищают их от механических повреждений. Правда, это придает им злое и свирепое выражение.
   У змей много "мудрых" приспособлений. Например, способность воспринимать тепловые излучения. Змея прекрасно ориентируется в темноте, безошибочно находит добычу.
   Уже в древности врачи знали, что змеиный яд в малых дозах не убивает, а лечит, во всяком случае утоляет боль и останавливает кровь. Быть может, поэтому змея и стала символом мудрости.

Статья Оракулы животного и растительного мира

 
 
  На главную ║ Назад   Оракулы животного и растительного мира
Рекордсмены царства растенийКомнатные растенияКороли дикой природыМир грибов
 Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz