Наши любимцы

Оракулы животного и растительного мира

  На главную ║ Назад   Оракулы животного и растительного мира

Кошки и собаки

 
   Самые распространенные домашние животные - кошки и собаки, которые на протяжении тысячелетий живут рядом с человеком и про которых, казалось бы, известно все, на самом деле являются одними из самых загадочных и таинственных существ.
   Особенно много проблем создают исследователям кошки. Ведь недаром с этим красивым грациозным зверьком издревле связано множество суеверий, преданий и легенд. «Родословная» домашних кошек начинается в Древнем Египте. Именно там более чем 2600 лет до н. э. впервые начали приручать этих животных; например, дрессировали кошек, чтобы те в зарослях дельты Нила отыскивали и приносили охотникам птиц и рыб. Сцену такого рода можно найти на барельефе гробницы Ти в Саккара, где изображена кошка с широким ошейником.
   В те времена Египет страдал от обилия крыс и мышей. Уничтожая грызунов, кошки помогали сохранять урожай, за что и ценились. Нередко древние египтяне даже выделяли участок земли, доход от которого шел на содержание кошек. Возможно, с этого и начался культ почитания этих животных.
   К моменту XX династии египетских фараонов (1200 лет до н. э.) кошка была возведена в ранг божества. Во времена царствования XXII династии (950 лет до н. э.) кошку уже провозгласили покровительницей храмов вместо малопокорных львов. Геродот в своей «Истории» оставил описание такого святилища в городе Бубастисе, куда со всех концов приходили паломники и приносили в дар храму небольшие изображения кошек из золота, серебра или бронзы. Хозяйкой храма была богиня Бает - женщина с головой кошки. Любопытно, что богиня Бает считалась доброй богиней любви и веселья, но одновременно и божеством войны, так как, по мнению египтян, обладала коварством - качеством, характерным для кошек. В последнем тысячелетии до н. э. при храмах богини Бает появились специальные жрецы, которые строили свои предсказания по мяуканью священных котов.
   Культ кошки отразили и древнеегипетские мифы. Так, в одном из них рассказывается, что бог Солнца Ра в образе огнедышащего кота победил огромного змея и отрезал ему голову.
   Кошки пользовались необыкновенным почетом. Убийство их каралось смертной казнью. Из - за кошек дело доходило даже до кровопролитных войн между отдельными провинциями. Известно, что однажды жители Мемфиса чуть было не разгромили греческий квартал за то, что там кто - то утопил в реке котят. Диодор Сицилийский рассказывал, что во время путешествия по Египту он увидел толпу, которая казнила римлянина за убийство кошки. Кошек мумифицировали, кладбища кошек найдены в Бубастисе, Бени-Гасане, близ Эз-Заказика.
   Привязанность египтян к кошкам была известна другим народам, и они умело ее использовали. Так, персидские завоеватели, идя в бой, вместо щитов несли перед собой живых кошек. Во II веке н. э. начальник канцелярии римского наместника в Египте известный писатель Лукиан в одной из своих сатир высмеял поклонение этим животным: "В Египте храм - здание больших размеров, и притом великолепное, украшенное драгоценными камнями, золотом и надписями, но если вы войдете туда и посмотрите на божество, то увидите обезьяну или ибиса, козу или кошку".
   За пределами Египта кошки особым почетом не пользовались. Однако в Европу они пришли именно из Египта. В 30-м году до н. э. Египет стал провинцией Рима. Там находились три римских легиона, и, возвращаясь домой, солдаты в качестве сувенира везли с собой кошек. В Риме этих зверьков держали для забавы.
   Зато в Японии, куда кошки проникли в результате миграции, они очень скоро завоевали всеобщее уважение за ловлю мышей - врагов шелковичного червя. В Японии в старые времена и в наши дни кошки считаются покровительницами храма Го-То-Ку-Ии в Токио. В этом храме они изображены с поднятой правой лапой. Их называют «Манеки-Неко», кошка - покровительница счастья и удачи.
   Гораздо меньше повезло кошкам в Европе. В эпоху средневековья они воспринимались как олицетворения зла. Виновником тому была католическая церковь. Священники категорически отказывались признать в кошке домашнее животное на том основании, что ее нет... в Ноевом ковчеге! Постепенно в кошках стали видеть нечистую силу. Так, в «Беседах о чудесах» монаха Цезаря Гейстербахского (начало XIII века) есть описание демонов, которые посещают святых: некоторые из них принимают вид кошек.
   Особенно гонениям подвергались черные кошки. Они были признаны пособниками ведьм. В XIII веке булла папы Григория IX обличает кафров в преступлении - разведении черных кошек. В Ирландии в 1324 году происходит суд по обвинению в колдовстве нескольких человек. Их судили за то, что они отреклись от Христа и приносили жертвы дьяволу, который появлялся перед ними в виде кота. В Германии в конце XVI века проходил процесс над 67 - летней Кларой Гейслер, которая под пыткой «показала», что в течение 40 лет была связана со множеством чертей, которые являлись к ней в виде кошек.
   Ни в чем не повинных животных стали обвинять во всех смертных грехах и безжалостно расправляться с ними. Так, в Меце в 1344 году для предотвращения эпидемии пляски святого Витта было изобретено "эффективное" средство: сожжено живьем тринадцать кошек, заключенных в клетку. Вскоре это стало традицией, и так продолжалось до 1773 года. В Париже роковым для кошек был праздник святого Жана, день «радостных» костров. В 1471 году здесь впервые сожгли две дюжины кошек в присутствии короля Людовика XI. Этот обычай получил распространение и в Бельгии. Там кошек сбрасывали с башен. Традиция дошла до наших дней; правда, сейчас сбрасывают плюшевых кошек.
   От полного истребления кошек спасли крысы. Их периодические нашествия заставляли людей сохранять и приобретать кошек. И хотя папа Иннокентий VIII предал их анафеме, во всех монастырях по - прежнему продолжали содержать этих «дьявольских» животных.
   Кошек любили и не любили. История донесла до нас отношение к кошкам многих знаменитых людей. Юлий Цезарь, например, кошек ненавидел. Известный хирург XVI века Амбруаз Паре считал, что «гнусный кот» - это нечисть и зараза. В баснях Лафонтена кошки -символ вероломства, лицемерия и жестокости. Вольтер относился к ним с насмешкой. У Наполеона от кошек была аллергия. Зато Хемингуэй очень любил этих животных. А у Авраама Линкольна, по свидетельству его биографов, были три кошки - любимицы.
   В настоящее время кошки лишены своего мистического ореола. Их используют для защиты от мышей и крыс. Редкие породы кошек продают на аукционах, устраиваются выставки кошек. К ним относятся как к давно привычному обыкновенному домашнему животному. Но до сих пор кое-где не изжито неприязненное отношение к черным кошкам и бытует примета: перебежит дорогу черная кошка - быть несчастью. Кстати, в Англии существует совершенно противоположное поверье: там черная кошка сулит удачу, а если чихнет недалеко от невесты - молодым счастье.
   Не последнюю роль в верованиях разных народов играла и собака. Так, в древнеегипетских храмах были обнаружены богато украшенные гранитные клетки с барельефами животных, среди которых были и изображения собак. Известны и божества с головой собаки. В Абидосе, например, богом умерших был Кентиментиу - бог - собака. Почитание собаки имело место и в древнегреческой религии. Например, в Аттике предками разных групп греков выступали герои, имена которых образованы от животных; одна из таких групп - Кинады - ведет свое название от слова «кинос» (собака).
 
   Со временем древний культ собаки был преобразован католической церковью в культ местных святых. В некоторых местах Франции еще в XIII веке был установлен культ Св. Кинофора. Рассказывают, что когда-то хозяин незаслуженно ударил собаку мечом, и в наказание за это сгорел его замок. Крестьяне решили, что это возмездие, и стали поклоняться могиле собаки. На собачьей могиле начали происходить чудеса: исцелялись больные и увечные. Сначала духовенство боролось с этим культом, труп собаки был даже сожжен, но это не помогло. Тогда и был создан образ Св. Кинофора, заменивший собаку.
   Культ кошек и собак стал достоянием истории, ушли в прошлое суеверия, но оказалось, с поведением этих животных связано много метеорологических примет.
   Собака усиленно роет землю - к дождю, катается по земле - к дождю и снегу. Собака свертывается и лежит калачиком - к холоду, растягивается на земле и лежит, раскидав ноги и брюхом кверху-к теплу. Летом собака много ест и мало спит - к дождю. Каждая порода собак по-своему реагирует на предстоящие изменения погоды. Лучшими барометрами среди собак считаются бульдоги и фокстерьеры.
   Еще большими синоптическими способностями обладают кошки. Немецкие исследователи обнаружили, что поза спящей кошки зависит от температуры окружающего воздуха. Когда в комнате холодно, кошка свертывается в клубочек, прижимает голову и лапы к животу, а снаружи прикрывает их хвостом. При потеплении кошка слегка распрямляется, и ее тело образует дугу примерно в 270°. Еще теплее - тело спящей кошки распрямляется до полукольца. В жару она совсем вытягивается по прямой линии. В народном погодоведении зафиксировано много кошачьих примет. Кошка лижется по телу - к ненастью; лижет хвост - к ненастью; лижет лапу, моется - к ведру; морду хоронит - к морозу; скребет когтями пол - к ветру и метели; дерет когтями стену, встав на задние лапы, - к вьюге; растягивается на полу или крепко спит - к теплу; вытянулась вверх брюхом - к теплу.
   Почти все любители домашних животных обращают внимание на то, что их четвероногие друзья предпочитают в квартире определенные места. Многие, например, наблюдали картину, когда собака долго стоит перед отведенным ей хозяином вроде бы хорошим новым местом, не решаясь ложиться, а потом, если ей не мешают, перетаскивает свою подстилку в другой угол. Связано это со следующим явлением. Согласно гипотезе западногерманского ученого Хартмана, земля разделена на «больные» и «здоровые» зоны. Это так называемая геопатия, обусловленная существованием геобиологической сети, или сети Хартмана. Как утверждают, эта сеть состоит из невидимых пучков геомагнитного излучения, расположенных в направлениях север - юг и запад - восток, подобно параллелям и меридианам. «Больные» зоны - места пересечения пучков. Характер излучения пока не выяснен. Но, по мнению некоторых ученых, оно оказывает вредное влияние на здоровье, работоспособность и продолжительность жизни людей. Так вот, оказывается, что стремление собаки поменять отведенное ей место вызвано тем, что она просто старается избегать геопатических зон. Издавна существовал даже такой обычай: не зная толком, в чем дело, люди, построив новый дом, прежде чем решить, куда поставить мебель, запускали в комнату собаку. И потом ставили постель на то место, где переночевала собака. Кошки же, в отличие от собак, предпочитают именно геопатические зоны. Не отсюда ли взяло начало старинное выражение: "Живут как кошка с собакой"?
   В отличие от суеверий в народных приметах нет никакой мистики. Известно, что животные очень чутко реагируют на самые разные метеорологические факторы: колебания атмосферного давления, температуру, влажность, газовый состав воздуха и тому подобное. Эти древние инстинкты и позволяют им реагировать на любое изменение погоды. Однако биомеханизмы животных недостаточно изучены, и поведение таких знакомых и привычных нам кошек и собак еще таит в себе много загадочного.

Статья Оракулы животного и растительного мира

 
 
  На главную ║ Назад   Оракулы животного и растительного мира
Рекордсмены царства растенийКомнатные растенияКороли дикой природыМир грибов
 Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz