Наши любимцы

Оракулы животного и растительного мира

●  Наши любимцы
●  Оракулы животного и растительного мира
●  Мифы и легенды о животных и птицах
●  Мир бабочек
●  Собаки
●  Охотничьи собаки
●  Стандарты пород собак
●  Самые дорогие собаки
●  Собачий гороскоп
●  Рассказы о собаках
●  Кошки
●  Стандарты пород кошек
●  Самые дорогие кошки
●  Кошачий гороскоп
●  Рассказы о кошках
●  Грызуны
●  Дикие кролики
●  Стандарты пород кроликов
●  Рассказы о грызунах
●  Птицы
●  Семейство: Собственно голуби
●  Породы и разновидности голубей
●  Стандарты пород голубей
●  Птичий гороскоп
●  Рассказы о птицах
●  Аквариумные рыбки
●  Самые красивые аквариумные рыбки
●  Рыбий гороскоп
●  Рассказы о рыбах
●  Аквариумные растения
●  Прочие обитатели аквариума
●  Рекордсмены царства животных
●  Рекордсмены царства растений
●  "Спорт" в мире животных
●  Породы лошадей
●  Стандарты пород лошадей
●  Конный спорт
●  Лошадиный гороскоп
●  Рассказы о лошадях
●  Комнатные растения
●  Древесный гороскоп друидов
●  Цветочный гороскоп
●  Мифы и легенды о цветах
●  Короли дикой природы
●  Cамые умные животные
●  Необычные животные
●  Непознанные животные
●  Кельтский гороскоп животных
●  Необычные растения
●  Тайны зеленой планеты
●  Мир грибов

 


Любимые праздники

 

Сад и огород на подоконнике
Балконное садоводство
Загородная жизнь


 

Строительство и ремонт
Ремонт своими руками

 

Новости животного и растительного мира

 

 

Оракулы животного и растительного мира

Кошки и собаки
Мышь
Змея
Бабочка
Птица
Петух и куры
Ворона
Сова
Береза
Дуб

   Животные своими привычками, криком, бегом или полетом издавна служили человеку символическими выражениями как различных явлений внешней природы, так и собственной его духовной жизни, его страстей, пороков и добродетелей. Для первобытного человека, питавшегося исключительно мясом убитых им животных и обладавшего весьма примитивными средствами борьбы с ними, животные являлись центром материальных интересов. Вот почему, когда человек сотворил первых богов по своему подобию, животные не были забыты. Наиболее ярко это проявилось в египетском пантеоне: над плечами бога Тота возвышается длинная шея ибиса, Гора - голова сокола, Анубиса - шакала, Хнума - барана с закругленными рогами. Другие боги были наделены признаками быка и льва, бегемота и крокодила. Богиня Верхнего Египта изображалась в виде коршуна, покровительница Нижнего Египта - в образе кобры.
   Со временем познания о животных человек перенес на свой внутренний мир. Многие черты животных импонировали человеку, поэтому он стал называть себя их именами и переносить на себя их качества. До сих пор много названий городов (Берн - медведь), личных имен (Рудольф - красный волк) и прозвищ (Ричард Львиное Сердце) основано на подобных сравнениях. Названия многих животных и по сей день являются во многих языках или нежной похвалой или грубой бранью.
   С исчезновением мифологической символики в христианские времена животным стали приписывать страсти или пороки людей. Так возник звериный эпос - басни, сказки, легенды, в иносказательной форме изображающие человеческие поступки и отношения. Но особенно большой литературный успех имели бестиарии (или зверинцы) - средневековые нравоучительные трактаты, перечни иносказательных употреблений названий животных, сборники, повествующие о повадках различных животных. Верные наблюдения перемешивались в них с фантастическими толкованиями и чудовищными измышлениями. Тем не менее бестиарии оказали значительное влияние на зодчество, геральдику и нумизматику.
   Первые систематические сведения о животных были собраны древнеримским писателем и ученым Плинием Старшим (около 24-79 гг. н. э.) в "Естественной истории". Эти сведения принадлежат скорее миру сказок, чем зоологии. Позже, перейдя на Восток, под пером византийских писателей они еще больше обогатились фантазией, присоединив к себе легенды и мифы Сирии и Индии.
   Во времена христианства церковные писатели IV и V веков приспособили эти рассказы к догматам церкви. Так, каждое животное стало обозначать добродетель или порок, из его поведения стали выводить назидания. В таком духе сочиняли Св. Епифаний, Св. Ев - стафий, Климент Александрийский.
   Первый литературный бестиарий приписывается Св. Амвросию Миланскому (около 340-397 гг). В 1118 году в булле папы Галазия II бестиарий уже упоминается среди еретических книг, чтение которых запрещалось. Но несмотря на это, с XII века бестиарий постепенно переходят в область светской литературы. Например, Ричард Турневаль, канцлер Амиенского собора, воспользовался этими писаниями, чтобы вместо духовных проповедей своих предшественников выводить на примере жизни животных доказательства того, что все в мире сотворено для взаимной любви. Он посвятил свой бестиарий той жестокосердной красавице, которую надеялся покорить. Но дама примером из этого же бестиария отказала ему в своей любви.
На Руси сведения о животных были разбросаны по хронографам. Наиболее известны "Сказания по букве о птицах и зверях", "Дамаскина и Федора Студита собрание от древних философов о неких свойствах естества животных" и другие.
   Прошли века. Но и по сей день многие приметы и поверья связываются в сознании людей с животными. Так, считается, что крики определенных животных и птиц предвещают удачу или, наоборот, неудачу. Например, крик осла или обезьяны - доброе предзнаменование, а совы -дурной знак. Если мычит корова - значит, жди гостей, а воет пес - скоро кто-то умрет. Такого рода предсказания были широко распространены и вошли во многие литературные памятники разных веков и народов.
   Существовали даже специальные книги - перечни примет: Волховник, Разумник, Чаровник, Зелейник и другие. Большинство из них было внесено в список запрещенных книг, так называемый индекс. Однако, несмотря на запреты, многие приметы вошли в народный обиход и благополучно дожили до наших дней. Причина такой необыкновенной живучести примет заключается в том, что наряду с суеверными существовал ряд примет, основанных на действительном наблюдении за нравами и привычками животных. Эти приметы сбывались.
   Выдающийся русский фольклорист А. Н. Афанасьев (1826-1871 гг) писал: "Нельзя совершенно отрицать в животных того тонкого инстинкта, которым они заранее предчувствуют атмосферные перемены; предчувствие свое они заявляют различно: перед грозой и бурей рогатый скот глухо мычит, лягушки начинают квакать, воробьи купаются в пыли, галки с криком носятся за стаями, ласточки низко ширяют в воздухе, и так далее. Еще теперь население довольно верно угадывает изменения погоды по хрюканью свиней, вою собак, мычанию коров и блеянию овец. Народы пастушеские и звероловные, общаясь постоянно с миром животных, не могли не обратить внимания на эти признаки и должны были составить из них для себя практические приметы".
 
   Не меньше суеверий и метеорологических примет связано у людей и с представителями растительного мира, и прежде всего с деревьями.
   "Да, уж если чему и следует поклоняться, то растению, от него человек черпает все необходимое для жизни... Того не замечая, мы, атеисты, поклоняемся растениям, преклоняемся перед их красотой, не можем отказаться от ритуала жертвоприношения - приносим в жертву цветы, дарим их близким и любимым в дни радости и дни траура" - так писал в книге «Заветные травы» известный исследователь и ученый П. Массагетов. И в самом деле, культ растений сопутствует человеку на протяжении всей его истории.
   С незапамятных времен рост дерева, его расцвет и старение давали людям возможность думать, что деревья - живые существа. Поэтому порубка деревьев сопровождалась определенными ритуалами. Так, немецкие дровосеки, прежде чем приступить к рубке, про себя обращались к красивым, крепким деревьям с просьбой о прощении. Во Франконии старались не рубить дерево в лесу, считая это более греховным, чем срубить дерево, посаженное человеком. Поверье поляков гласит: если рубануть пихту, она пускает слезы. Как правило, для хозяйственных нужд старались использовать бурелом или старые деревья. Эти религиозные запреты рубить деревья имели большое экологическое значение.
   Одушевление деревьев нашло свое отражение в фольклоре. В легендах многих народов люди превращаются в разные деревья - тополь, клен, яблоню, рябину. Восточные славяне верили, что в ночь накануне праздника Ивана Купалы деревья переходят с места на место и разговаривают между собой. Считалось даже, что у каждого человека есть дерево - двойник, которое при порубке его человеком - двойником говорит человеческим голосом и истекает кровью, но, будучи срубленным, обладает чудодейственной силой. И нередко деревья, чьи соки отождествлялись с соками женского и мужского организмов, становились в мифах то древом жизни, то древом познания, то космическим древом, соединяющим землю с небесами.
   Поклонялись не только отдельным деревьям, но и целым лесам и рощам. В Упсале - древней религиозной столице Швеции - была священная роща, деревья в ней считались божественными. Рощам поклонялись и славяне - язычники. У европейских племен финно-угорской группы языческие культы большей частью отправлялись именно в священных рощах. Для совершения ритуала обычно выбиралась поляна или специально расчищенный участок леса с несколькими деревьями, на которых развешивали шкуры принесенных в жертву животных. В священных рощах запрещалось рубить деревья и срывать ветви. Нарушение запрета строго каралось, вплоть до смертной казни.
   Считая дерево божеством, люди приписывали ему силу, превышающую силу человека. А если, полагали древние, деревья обладают этой силой, к ним как к божеству можно обращаться за советом относительно таких вещей, естественное познание которых недоступно для человеческих способностей. Так родились гадания по деревьям. Древние греки, например, часто упоминали о «говорящем дубе», о «прорицателе - буке», о Юпитере, который прорицал с помощью этих деревьев. Обычно гадание производилось по шуму листьев, которые шевелил ветер, а жрецы храма разъясняли просителям, что означал этот шум.
 
   От тех далеких времен до нас дошло много обычаев и обрядов: троица, рождественская елка, букеты цветов... Но особенно интересны народные приметы о погоде, связанные с растениями.
   Как правильно подметили наши далекие предки, - растения - живые существа. Влажность почвы, тепло солнечных лучей, холод, движение земных недр, прикосновение человеческих рук и крыльев насекомых - все это растения чувствуют. Они отзываются на множество явлений природы, протекающих вблизи и вдали от их листьев, корней, стволов. Уже тогда, когда зарождались религиозные культы, человек заметил, что растения чутко реагируют на изменения внешней среды и могут дать дополнительную информацию его органам чувств, могут заметить то, что не под силу человеку. Так, постепенно, вместо суеверных гаданий, люди научились по поведению растений строить довольно правильные прогнозы погоды.

Кошки и собаки
Мышь
Змея
Бабочка
Птица
Петух и куры
Ворона
Сова
Береза
Дуб

   Статья Оракулы животного и растительного мира

Читать далее: Бабочки в мифах и легендах
Герои мифов в названиях бабочек

На главную
СобакиКошкиГрызуныПтицыАквариумные рыбкиАквариумные растения
Прочие обитатели аквариума Рекордсмены царства животных
Рекордсмены царства растенийКомнатные растенияКороли дикой природыМир грибов
 

  Ювелирный интернет магазин - купить здесь очень просто!

Партнерская программа GOLD AFFILIATE приглашает вас к сотрудничеству

 

 Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz