Наши любимцы

Мифы и легенды о животных и птицах

На главную ║ Назад     Мифы и легенды о животных и птицах

Змея (Serpentes)

 
   Змеи упоминаются во многих древних источниках, их называют "мудрыми змиями", драконами, а в индуизме это полубоги Наги.
В русской мифологии змея представлена по-разному. Она и вместилище зла и мерзости, и воплощение чародейства, мудрости и мощи. В древнерусских мифах и легендарном эпосе змей Горыныч - крылатый многоголовый змей. Змей Горыныч изображался огнедышащим чудовищем с 3, 6, 9, а то и с 12 головами. Этот змей связан с огнем и водой, летает по воздуху и имеет многочисленное потомство (змеенышей). Живет Змей Горыныч то на Сорочинских горах, то в глубоких пещерах, уходящих в неизведанные глубины гор, где собраны у него несметные богатства и томятся в неволе похищенные царевны и другой честной люд. Под Змеем Горынычем в древности подразумевались прежде всего грозные темные тучи, застилающие на небе путь солнечным лучам и лишающие тем самым живой мир главного источника жизни. С течением времени дракон-змей ассоциируется уже не с самой тучей, а с вылетающими из «небесной горы» молниями, змеевидность которых как бы подкрепляет этот образ. Впоследствии представление о Змее Горыныче перешло и на метеоры, огненным шаром проносящиеся над землей и рассыпающиеся искрами на глазах у всех.
   Из века в век переходят древние предания о борьбе с этим страшным чудовищем - воплощением жестокой порабощающей силы. Как гласит сказание, летит такой змей, изо рта его пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Как взревет он зычным голосом - задрожит от змеиного рева лес-дубравушка, так что листья с деревьев осыпаются; бьет хвостом он по сырой земле - реки выплескиваются из берегов; от дыхания ядовитого сохнет трава-мурава, птицы замертво падают. Кажется, нет спасения от такого чудища грозного! Но вставали на его пути сыны земли русской и спасали ее от злого нашествия. Сохранились образы могучих богатырей, вступавших с ним в единоборство. Былинный богатырь Добрыня Никитич одолел «змея лютого Горынчища», потоптал конем змеенышей, вызволил из неволи бояр, князей и других пленников и забрал добро награбленное. А другой былинный герой, Никита Кожемяка, впряг Змея Горыныча в плуг весом 300 пудов и вспахал на нем землю от Киева до самого моря, борозды те видны до сих пор. Тянутся эти так называемые Змиевы валы по территории Украины на сотни километров.
   Легенда о том, как змея стала символом медицины. Однажды, когда Асклепий сидел у постели больного, к нему подползла большая змея. Асклепий убил ее своим жезлом. Но вскоре вползла другая змея с пучком травы и натерла этой травой погибшую. Та ожила и обвила жезл целителя. Так Асклепий открыл траву бессмертия, а змея стала его священным животным и символом врачевания. Однако право воскрешать из мертвых принадлежало только Зевсу, поэтому бог-громовержец разгневался и сразил Асклепия ударом молнии (как говорится в мифах, своим "перуном"). Правда, в знак признания его заслуг он все же обессмертил имя знаменитого целителя, поместив его образ среди звезд (созвездие Змееносец).
 
   Скандинавская легенда о Змее Йормундгад повествует о том как, странствуя по свету, Локи прожил три года у великанши Ангрбоды. За это время она родила ему троих детей, девочку Хель, волчонка Фенриса (Фенрира) и змею Йормундгад. "Еще совсем юная Хель была уже на две головы выше своей исполинской матери. Левая половина ее лица и туловища была красной, как сырое мясо, а правая - иссиня-черной, как беззвездное небо страны вечной ночи... Змея Йормундгад, вторая дочь Ангрбоды, еще не успела вырасти - в ней не было не более пятидесяти шагов, - однако из ее пасти уже сочился смертельный яд, а ее холодный светло-зеленые глаза сверкали беспощадной злобой. По сравнению с обеими сестрами их младший брат, Фенрис, казался совсем безобидным." Норны предназначили детям Локи страшное будущее: Волк должен был убить отца Богов Одина, а Змея - Тора, но оба чудовища тоже должны погибнуть. Хель же будет править после гибели Богов, и хотя царство ее будет недолгим, оно принесет много горестей миру. В попытке преодолеть это предсказание, Боги сковали Фенриса цепью, которую невозможно было разорвать, низвергли Хель в царство Теней, сделав ее его правительницей, а Йормундгад поместили на дно Мирового океана. "Там она все росла и росла, так что наконец опоясала кольцом всю землю и положила голову на собственный хвост. С этого дня ее перестали назвать Йормундгад, а прозвали змея Митгард, что означает Мировая змея". Но всем им суждено вырваться перед последней Битвой...
   У индейцев Южной Америки есть интересная сказка о змее-радуге. Первоначально после сотворения мира все птицы имели одинаковое оперение, мрачное и тусклое. В те далекие времена индейцы, жившие на берегах Амазонки, жили с птицами в мире и согласии и никогда не охотились на них. А в глубинах великой реки жил огромный змей. Временами после дождя змей покидал свое подводное логово, и его покрытое сверкающими чешуйками великолепное тело переливалось на солнце яркими красками всех цветов радуги. Очень красив был змей-радуга, и люди заключили союз с птицами и решили вместе добыть его изумительную шкуру. Увидев толпу вооруженных людей на берегу и огромную стаю птиц, хитрый змей нырнул поглубже и спрятался среди корней прибрежных деревьев. Долго думали люди и птицы, как выманить змея на поверхность. Наконец храбрый и решительный баклан вызвался попробовать это сделать. Он собрался с силами и нырнул. В подводных сумерках баклан легко нашел разноцветного змея и стремительно ринулся на врага, атаковав его ударами клюва и когтей. Не ожидавший такого дерзкого нападения, змей выбрался из корней и бросился за обидчиком. Он совсем забыл об опасности и вынырнул на поверхность. Индейцы ловко зацепили длинными баграми грузное тело змея, вытащили на берег и тут же сняли с него кожу. Они веселились и громко обсуждали, сколько красивой одежды сошьют они себе и своим детям. Но тут баклан напомнил о своей победе и заявил, что кожу нужно разделить поровну. - Забери ее хоть всю! - смеясь, сказал вождь индейцев, уверенный в том, что птице не под силу поднять такой тяжелый трофей. Но смех его быстро оборвался: все птицы дружно ринулись вниз и, ухватив кожу клювами, взмыли с ней в воздух. Разгневанные индейцы выпустили им вдогонку тучи стрел, но птицы были уже далеко. Они поделили между собой разноцветные клочки змеиной кожи, и их оперение засияло яркими красками. Лишь у храброго баклана оперение темное: сородичи просто забыли о нем, и к концу дележки остался только кусочек черной кожи с головы змеи. А у водяного змея выросла новая кожа, и его гигантское тело время от времени появлялось в небе в виде великолепной радуги. Только индейцам никогда уже не удавалось его поймать.
   В индуизме и буддизме Наги - змееподобные мифические существа, полубоги. Изображаются в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой, укрытой сверху веером змеиных голов. Древнейшие индийские предания упоминают о том, что цивилизация нагов была могущественна еще на заре человечества; они обитали под мифической горой Меру. В первой книге "Махабхарататы" (Адипарве) наги описываются живущими на земле. Затем Брахма разверз землю и они спустились под нее. Переселившись в подземный мир, Паталу, наги воздвигли себе великолепные дворцы, блистающие золотом и драгоценными камнями. Мудрый змей Васуки стал царем нагов и правил в их подземном городе Бхогавати, полном невиданных на земле сокровищ.
   В индийских мифах названы имена многих царей нагов, среди которых наиболее известны тысячеголовый змей Шеша, поддерживавший землю и служивший ложем для Вишну во время его сна в океане в интервалах между творениями мира; Васуки, использованный богами и демонами в качестве верёвки при пахтанье мирового океана с целью получения амриты - напитка бессмертия, Такшака и Айравата. Царственные змеи, трехглавые, пятиглавые, семиглавые и десятиглавые, могущественны и мудры, их головы увенчаны драгоценными коронами; за свою добродетель (а часто и длительное подвижничество) они снискали милость и дружбу богов.
 

На главную ║ Назад     Мифы и легенды о животных и птицах

 Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz