Наши любимцы

Мифы и легенды о животных и птицах

На главную ║ Назад     Мифы и легенды о животных и птицах

Обезьяна (Simiae)

 
   О некоторых племенах Южной Азии известно, что среди них были кланы с тотемами обезьяны. Обезьяну считают своим предком некоторые племена восточных и юго-восточных районов Тибета. Существует мифологическая версия происхождения тибетцев от брака ведьмы Багрин-мо (Демоница Ущелья) с царем обезьян Багрин-по (Демон Ущелья). Потомков этого брака называют шазадонмар ("едоки мяса с красным лицом"). Версия о происхождении тибетцев от обезьяны в буддийской обработке приобрела следующий характер: обезьяна - воплощение бодхисатвы Авалокитешвары, ведьма становится воплощением Шри-дэви (тибет. Лхамо). От их брака родилось шесть обезьян, принадлежащим шести регионам сансары: нарака (обитатели ада), прета, животные, люди, асуры, боги. Все злое и коварное - от потомства Шри-дэви, все светлое и благостное - от Авалокитешвары.
   Сунь У-Кун, Царь обезьян - популярный герой китайских народных преданий. В фэн-шуй его образ используется как талисман, обеспечивающий хорошее здоровье, успех и защиту. По легенде, Сунь У-Кун - родоначальник стиля обезьяны в ушу, поэтому занимающиеся восточными единоборствами пользуются этим талисманом, наделяющим их силой, ловкостью и быстротой.
   По китайской легенде, обезьяна вылупилась из каменного яйца под воздействием энергии солнечных и лунных лучей на вершине горы цветов и плодов. Найдя учителя, Сюан Цзана, обезьяна постигла суть мироздания и познала тайны превращений. Однако приобретенная мудрость не помешала ей хитростью достичь бессмертия. Проникнув в преисподнюю, обезьяна вычеркнула себя и своих сородичей, из книг «Сроки Жизни». Такая наглость возмутила судей преисподней и они попросили Нефритового владыку усмирить Сунь У-Куна. Владыка решил назначить Сунь У-Куна Великим мудрецом, равным Небу, и хранителем сада с персиками бессмертия. Но возвеличенный Сунь У-Кун нагло съел все персики, а затем и все яства на пиру небесной царицы Сиванму, и запил все это приготовленным для даосского божества Лао Цзюня эликсиром бессмертия. Остановить распоясавшуюся обезьяну смог только сам Будда. Сперва он заточил Сунь У-Куна на 500 лет под горой, после чего одумавшийся пленник стал монахом и совершил подвиги во славу Будды, уничтожая оборотней. По приговору Будды его должен был освободить праведник, отправившийся в путешествие за священными книгами. Сунь У-Кун был освобожден Сюан Цзаном, стал его защитником, за что по окончании путешествия заслужил полное прощение и был включен в число Будд под именем Победоносного Будды.
   Талисман Царя обезьян часто используется на Востоке. В отличие от западной традиции, обезьяна в Азии - символ удачливости и мудрости, находчивости и таланта. Согласно древней легенде, в облике обезьяны медитировал в пещере Авалокитешва-ра - бодхисатва сострадания. Три обезьяны, одна из которых закрывает руками глаза, другая - уши, а третья - рот, в буддизме иллюстрируют идею отречения от зла и призывают не видеть зла, не слышать зла и не говорить о зле. Согласно легенде, боги послали на землю обезьян-лазутчиков, которые доносили им о людских грехах, и изображение трех обезьян стало талисманом от доносов и клеветы. Кроме того, три обезьяны - спутники бога Ваджраякши, защищающего людей от духов, болезней и злых демонов.
   Хануман - в индуистской мифологии бог, сын бога ветра Ваю (или Маруты) и обезьяны Анджаны, царь обезьян, помощник Рамы, один из главных персонажей "Рамаяны". Культ Хануман или Марути (его второе имя, означающее «сын Маруты»), - один из самых популярных в современном индуизме. Хануман чтится как наставник в науках и покровитель деревенской жизни. На многочисленных изображениях Хануман обычно представлен в почтительной позе (на коленях, со сложенными руками) перед Рамой или Ситой либо в воинственном облике, с дубиной в руке, ногой попирающим богиню - хранительницу Ланки.
   Хануман способен летать по воздуху, менять свой облик и размеры, обладает силой, позволяющей ему вырывать из земли холмы и горы. По одной из легенд, сразу же после рождения Хануман схватил солнце, приняв его за нечто съедобное. На защиту солнца выступил Индра и поразил Хануман в челюсть своим перуном. Отсюда Хануман получил имя, значащее «имеющий (разбитую) челюсть».
   В «Рамаяне» Хануман является одним из главных героев, он мудрый советник Сугривы и преданный друг Рамы и Сыты. В поисках Ситы Хануман одним прыжком перелетает на Ланку, убив по дороге чудовищ Сурасу и Симхику, и там, вступив в сражение с полчищами ракшасов, поджигает город. Затем Хануман возвращается к Раме и вместе с ним принимает участие в походе на Ланку. Он совершает множество воинских подвигов, убивает сына Раваны Акшу, спасает от гибели Раму и Лакшману. После победы Ханумана над ракшасами Рама вознаграждает его за помощь даром вечной молодости.
   Хануман присутствует и в другом индийском эпосе - «Махабхарата». Там во время пребывания пандавов в изгнании с Хануманом встречается в лесу Бхчма и не может даже приподнять хвост Ханумана, которым тот преградил ему дорогу. Хануман объявляет Бхиме, что он его брат (Бхима - тоже сын бога Ваю), и возвещает ему учение о четырёх югах и об обязанностях четырёх варн.

Читать далее:

Охота на обезьян (индейская легенда)

 

 

На главную ║ Назад     Мифы и легенды о животных и птицах

 Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz