Наши любимцы

Мифы и легенды о животных и птицах

На главную ║ Назад     Мифы и легенды о животных и птицах

Лошадь (Equus)

 
   Кони всегда держались особняком ото всех остальных живых существ. О них слагались мифы и легенды. В религиозных верованиях многих народов лошадь занимала особое место, и именно ей приписывали сверхъестественные способности.
   Согласно мифу, древнегреческий Бог солнца Гелиос ежедневно мчится по небу на огненной колеснице. Люди верили, что солнце в небесах везут несколько лошадей. А в далекой Дании было найдено изображение древней повозки, на которой кони мчат огненное светило.
   Согласно легендам, мифические существа кентавры - это демоны природы, которые живут в непроходимых горах и глухих лесах. Они издревле внушавшие грекам страх и ужас. Лишь одного кентавра по кличке Хирон они выделяли из всех остальных. Его считали богом исцеления, а доктора приносили ему жертвы.
   Миф о белом коне универсален, он существовал у всех народов. В далеком прошлом в Индии белого коня приносили в жертву, чтобы обеспечить процветание царства. Все происходило в соответствии с определенным ритуалом должно было способствовать формированию царевича. Итак, самого красивого белого скакуна отпускали волю и гнали по направлению к северо-востоку. Сын царя или раджи вместе с молодыми воинами из числа приближенных должен был следовать за ним по пятам в течение года. Люди должны были охранять коня, следить за тем, чтобы никто не посягнул на его свободу (порой ценой жесточайших битв) и в особенности следить за тем, чтобы он не спаривался с кобылицами. Считалось, что белый конь - это воплощение Солнца и его путь священен, а потому те земли, по которым он пробегал, бесспорно переходили под власть его господина. Когда конь возвращался обратно, подгоняемый всадниками, наступал его смертный час, потому что его приносили в жертву богам. Часто этот ритуал совершали в конце правления какого-нибудь правителя. Присутствовали на этой церемонии и жены, которые должны были обеспечить плодородие и процветание царства.
   В далекой Азии очень почитали белых кобыл Хуби-лай-хана, внука Чингисхана. Во время так называемого "Белого праздника", отмечавшегося в Пекине (тогда именовавшегося Ханбалыком), при дворе Хубилая, весной, приближенные хана собирали табун из тысячи белых жеребцов и кобыл. Когда кобыл перегоняли в Пекин, никто, даже самый знатный вельможа, не смел пересечь им дорогу. Человек предпочитал повернуть назад, рискуя опоздать по неотложным делам на полдня, чтобы только не оскорбить белых лошадей. Только "Сын Неба", то есть император Поднебесной империи, вместе со своими ближайшими родственниками мог пить молоко священных кобыл.
   В Западной Европе за пятьсот лет до нашей эры кельты тоже почитали лошадей. Когда лошадь умирала, ее мясо никогда не ели, а труп всегда предавали погребению. Белые лошади считались священными, в особенности кобылы, символы плодородия. Вожди кланов и племен принимали участие в церемониях поклонения богине плодородия вместе с белыми кобылами. Примерно в то время огромный силуэт белого коня на известняковой стене пещеры Аффингтон, на юге Англии. Это изображение по сей день остается археологической загадкой, потому что рассмотреть его можно только с большой высоты.
 
   Легенда о Единороге. Сегодня единорога обычно представляют в виде сказочной белой кобылы, девственно чистой, у которой посредине лба имеется витой рог. Этот рог, устремленный к небесам, символизирует мощь и плодородие; он остр и пронзает все, как истина, которой он служит защитой. Однорог упоминается еще в Талмуде и Библии. Первые средневековые повествования описывают однорога: он одинок, загадочен, опасен, и поймать его невозможно, он избегает общения с людьми, ибо они слишком испорчены и греховны, и только молодой девушке, чистой и невинной, чей запах девственности сильно привлекает однорога, он может позволить приблизиться и приручить себя. Когда он видит на своем пути такую непорочную девушку, он приближается к ней и кладет ей голову на грудь. Вот тогда охотники могут его связать и доставить королю, непременно желающему заполучить его рог. Осознавая, что единорог является одним из символов христианской религии, люди были склонны видеть в нем олицетворение Христа. На Востоке следы мифа о единороге находят в мифологии шумеров, а также в мифологии Древнего Китая и Древней Индии. Там единорог был символом силы и плодородия. Его появление всегда считалось добрым предзнаменованием. Считалось, что единорог поражал своим рогом преступников, а также призывал дожди в период засухи. В Индии знатные вельможи пили напитки из выдолбленных рогов единорога, чтобы обрести устойчивый иммунитет против ядов. У персов единорог воплотился в трехногого осла, обитающего в океане и борющегося с испорченностью рода человеческого; персы полагали, что даже малейшее движение этого существа имеет воистину космические последствия.
   Миф о Пегасе. Пегас - крылатый неутомимый скакун, проносится по воздуху стремительно, как порыв ветра. Из трех Горгон только Медуза была смертна, но она обладала магической силой: повергала в неописуемый ужас всякого, кто осмеливался на нее взглянуть, к при помощи Гермеса и Афины Персей бросил ей вызов и одолел ее, применив ее же оружие: он выставил вперед свой щит и она пришла в ужас, увидев свое собственное отражение, а Персей, сумевший избежать воздействие ее злых чар, отрубил ей голову, которую и преподнес в дар Афине, и та прикрепила ее к своему щиту. В тот момент, когда Персей снес голову Медузе Горгоне, из хлеставшей из ее шеи крови и родился Пегас вместе с чудовищем Хрисаором. Имя Пегас произошло от "пеже", что на древнегреческом языке означало "источник"; по легенде, Пегас, ударив копытом Аганиппу, дочь речного божества, превратил девушку в источник, чьи воды обладали дивной способностью превращать в поэта всякого, кто отопьет из этого источника. Сам же источник стал источником поэтического вдохновения, священным для муз, и его стали называть Гиппокреной, то есть "источником лошади". Считалось, что Пегаса невозможно поймать. Однако Беллерофонт, царь Коринфа, сумел это сделать. По совету прорицателя Полийдоса, Беллерофонт провел ночь в храме Афины. Во сне Беллерофонту явилась Афина, державшая в руках золотую узду и позволившая ему поймать Пегаса. После пробуждения он нашел рядом с собой эту узду, поймал Пегаса и приручил его. Пегас стал очень дорог герою, ибо благодаря ему Беллерофонт сумел убить Химеру, разорявшую Ликию. Но Беллерофонт возомнил себя равным богам и захотел воспользоваться их привилегиями, а потому решил взлететь на вершину Олимпа на своем крылатом скакуне. Разгневанный Зевс повелел слепню укусить Пегаса, и взбесившийся от боли конь сбросил всадника. Беллерофонт стал калекой, а Пегас нашел себе пристанище в стойлах конюшен на Олимпе, где доставлял Зевсу громы и молнии.
 

На главную ║ Назад     Мифы и легенды о животных и птицах

 Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz